Модель шахматного образования в детском саду

Наш детский сад посещают 160 детей, всего 6 групп.

Работа проекта «Шахматы детям» в нашем саду проходит по нескольким направлениям:

  • совместная деятельность;
  • кружок «Шахматы – волшебная игра»;
  • работа с родителями;
  • сетевое взаимодействие (детские сады-школа-летний лагерь);
  • взаимодействие с педагогами, мобильная школа для педагогов;

Работа началась с подготовки педагогов, так как они не являются специалистами в шахматах. Были организованы мастер-классы, опытом работы по обучению преподавания шахмат поделились шахматные тренеры. Была создана развивающая шахматная среда, приобретены шахматные столы, магнитные доски, наглядные, электронные пособия, пособия, книжно-печатная продукция для детей, комплект методической литературы. 

Очень помогли курсы Игоря Георгиевича по шахматному образованию. Всего 9 педагогов прошли обучение на этих курсах.

Цель нашей работы: массовое приобщение детей с раннего возраста к шахматной игре, создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольников, развитие логического мышления у детей через освоение игры в шахматы.

Работа в группах предполагает непрерывное обучение шахматам в игровой форме, начиная с младшей группы, до поступления в школу.

В младшей группе – это чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, раскрашивание, ознакомление, дидактические игры, сборка пазла, показ расстановки шахматных фигур. Далее программа по возрасту усложняется.

Форма обучения – игровая, продуктивная. Это знакомство детей с правилами игры, ее терминами, историей и секретами фигур, этикой борьбы за шахматной доской, мифами и легендами, связанными с шахматами. Это решение шахматных задач, занимательные загадки.

Кружок «Шахматы – волшебная игра» охватывает детей старших и подготовительных групп детского сада в течение года. Объем занятий — два часа в неделю с каждой подгруппой (8-10воспитанников с группы). 

Каждый ребёнок занимается в соответствии со своими возможностями. Большое внимание в работе уделяется здоровьесберегающим технологиям. Во время занятия для предупреждения переутомления, снятия напряжения организуются физкультминутки, разминки для глаз; необходимо следить за осанкой. Воспитанникам детского сада нравится заниматься в кружке, играть в шахматы.  Особенно любят решать дидактические игры-задания, комбинации.

Дети, которые занимаются в кружке участвуют и занимают призовые места в улусных, республиканских фестивалях, олимпиадах, турнирах.

      На базе детского сада, ежегодно работает летний лагерь по шахматам для дошкольников и учеников начальных классов. Летний шахматный лагерь начинает свою работу с открытия лагеря, а заканчивает закрытием. В открытии педагоги показывают представление–сказку про «Шах и шахматы». В закрытии дети сами показывают концерт, так как в лагере они учатся не только играть в шахматы, но и петь и танцевать. Этим занимаются педагоги дополнительного образования: хореограф и музыкальный руководитель. В переменах между обучением инструктор по физической культуре на свежем воздухе проводит подвижные игры.

В рамках проблемного курса провели семинар-практикум «Раннее приобщение детей к шахматам», а также семинар «Использование новых технологий обучения в ДОУ, как условие развития детской одаренности».

Педколлектив несколько раз проводил мобильную школу для педагогов по обучению детей шахматам, распространили опыт работы на педагогической ярмарке, форумах, фестивалях.

Ежегодно проводится «Неделя шахмат», организуются викторины, выставки, творческие конкурсы, шахматные турниры для родителей и педагогов.

Для повышения интереса родителей к игре проводится анкетирование, организуется выставка. Родители принимают участие в создании развивающей шахматной среды. Совместная плановая работа с родителями дает хорошие результаты, поддержка родителей помогает развитию детей.

Ввиду отсутствия подходящей программы на якутском языке на основе методики Игоря Георгиевича разработали программу, потому что, на наш взгляд, его нетрадиционная методика очень подходит для маленьких детей.  Это применение нестандартных дидактических заданий и игр; инсценировка оригинальных дидактических сказок; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; преимущественное использование

В результате проведенной работы по дети проявили устойчивый интерес к шахматам, у них развито умение выстраивать внутренний план действий, пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Мы считаем, что для успешной работы по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы необходимо:

  1. Систематически проводить занятия с детьми (как минимум 2 раза в неделю).
  2. Создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий (наличие в групповой комнате шахматной доски с фигурами, настольно-печатных игр для развития мышления, внимания и памяти; если есть возможность — использование компьютерных игр).
  3. Взаимодействовать с семьей по вопросам обучения детей дома.

Оценкой работы является успешность воспитанников в начальном звене общеобразовательной школы. Выпускники детского сада показывают высокие результаты в турнирах, олимпиадах различного уровня.

 

Разработаны:

  • Программа кружка «Саахымат – алыптаах оонньуу», автор Мария Егоровна Картузова;
  • Перспективные планы по группам:
  • Младшая группа, воспитатели Ершова Л.Д., Попова А.Ю.;
  • Средняя группа, воспитатели Петрова П.Н., Дьяконова Т.С.;
  • Старшая группа, воспитатели Гуляева М.М., Назарова О.А.;
  • Подготовительная группа, воспитатели Павлова Л.С., Захарова Н.И.;
  • Дидактическай игры, Назарова О.А., Мохначевская И.Е.;
  • Статистические упражнения, Унарова А.Ф., физинструктор;
  • Сказки, Колодезникова Э.З., Аввакумова В.Д., Халыева Х.Г.;
  • Танец «Саахымат вальса», Жуллярова С.В., хореограф;
  • Песни “Король”, “Шахматные фигуры”, Дуюкова Г.Н., музыкальный руководитель.